О необходимости постановки земельных участков на кадастровый учет
Обращаем внимание, жителей Ставропольского края, согласно распоряжению Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р (ред. от 11.02.2017) «Об утверждении плана мероприятий «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в 2018 году вступят в законную силу поправки, устанавливающие обязательные требования, допускающие оформление сделок исключительно при наличии координат характерных точек границ земельных участков.
Таким образом, чтобы по праву распоряжаться земельными участками, в том числе проводить различные сделки (продажа, дарение), а так же вступить в наследство, в отношении земельных участков до 2018 года должны быть проведены обязательные процедуры определения границ (межевание) земельных участков. Если не выполнить данные требования, т.е. в документации не будет отметок о границах, осуществление каких либо процедур в отношении земельных участков будет невозможно.
Так как внесение сведений в государственный кадастр недвижимости носит заявительный характер, то решение о проведении кадастровых работ принимают владельцы участков. Жители региона, которые не уверены в том, что границы их земельных участков установлены должным образом, могут это проверить на сайте Росреестра в разделе «Публичная кадастровая карта». Если участок не отобразился на карте, а в результатах поиска рядом с кадастровым номером надпись «без координат границ», то сведения о границах не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В этом случае необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана.
При выборе специалиста необходимо помнить, что у него должен быть действующий квалификационный аттестат. Получить полную, достоверную и актуальную информацию о профессиональной деятельности любого кадастрового инженера можно на сайте Росреестра в разделе «Реестр кадастровых инженеров». Сервис позволяет увидеть информацию о наличии или отсутствии у кадастрового инженера квалификационного аттестата, его членстве в СРО. С готовым межевым планом владелец земельного участка может обратиться в офис МФЦ.
Добросовестный собственник, который вовремя установил точные границы своего земельного участка, взамен получает уверенность в своих правах на участок, качественную налоговую базу для точного исчисления налога на землю, а также гарантии неприкосновенности границ земельного участка (исключается захват земли недобросовестными лицами или соседями).
Таким образом, если вы хотите активно пользоваться землей, иметь возможность ее продать в будущем, исключить проблемы с соседями, то Вам целесообразно провести процедуру межевания.
Востребованность услуг Росреестра в МФЦ растет
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) призваны сделать процесс получения государственных услуг проще и доступнее. Человеку не нужно ходить по разным инстанциям и ведомствам, он может подать и получить документы в одном месте.
Для удобства граждан Росреестр ведет постоянную работу по организации взаимодействия с МФЦ с целью предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
В МФЦ заявителям предоставлена возможность получить основные виды услуг Росреестра:
- государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
- государственная услуга по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Для получения государственных услуг Росреестра Вам достаточно обратиться в любой офис МФЦ на территории Ставропольского края с необходимым пакетом документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимого имущества в пределах края.
В период с января по июнь 2017 года за получением услуги по государственной регистрации прав в МФЦ Ставропольского края обратились свыше 136 тысяч человек, за получением услуги по государственному кадастровому учету более 20 тысяч человек, по единой процедуре порядка 6 тысяч человек. Следует отметить, увеличение доли предоставления услуг Росреестра на площадках МФЦ Ставропольского края. Так, в первом полугодии 2017 года в МФЦ было подано 85 % от общего количества заявлений о государственной регистрации недвижимости, тогда как за аналогичный период прошлого года около 67 %.
Выдача документов после проведения государственной регистрации осуществляется по месту их приема, если в заявлении на государственную регистрацию прав не указано иное.
В случае если Вы не смогли получить документы в установленный в расписке срок, забрать готовые к выдаче документы будет возможно в течение 30 дней в МФЦ по месту приема документов.
Подробную информацию о телефонах, адресах, графиках работы функционирующих в крае МФЦ, а также информацию о деятельности МФЦ Ставропольского края Вы можете получить на сайте МФЦ – www.umfc26.ru.
Услуги Росреестра в электронном виде набирают популярность
Портал Росреестра предлагает гражданам и организациям удобные электронные сервисы, позволяющие сэкономить время и самостоятельно получить необходимую информацию.
Электронные услуги Росреестра помогут Вам зарегистрировать права на недвижимое имущество и сделок с ним, поставить объекты недвижимости на кадастровый учет, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Количество поданных заявлений в электронном виде о государственной регистрации прав с января по июнь 2017 года составило более 7 тысяч, превысив цифру аналогичного периода 2016 года на 78 %.
Также за первое полугодие 2017 года в Управление Росреестра по Ставропольскому краю поступило более 2 тысяч заявлений о государственном кадастровом учете в электронном виде и 92 заявления о проведении единой учетно-регистрационной процедуры в электронном виде.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» стал доступен сервис одновременной подачи заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в электронном виде.
Для улучшения качества обслуживания на официальном сайте Росреестра создан электронный сервис «Личный кабинет». В разделе «Мои объекты» сервиса «Личный кабинет» пользователь может получить актуальную информацию по принадлежащим ему объектам недвижимости, в том числе о кадастровом номере, адресе, площади, сведения о правах. В разделе «Мои заявки» можно посмотреть статус исполнения, поданных Вами заявлений на получение государственных услуг Росреестра.
Также на сайте Росреестра – www.rosreestr.ru Вы можете предварительно записаться на прием в офисы приема заявителей филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, выбрав удобную дату и время. Обращаем Ваше внимание, что предварительная запись доступна для пользователей, авторизованных в «Личном кабинете» с использованием учетной записи единого портала государственных услуг Российской Федерации.
Определить перечень документов, необходимых для получения государственных услуг по регистрации прав и кадастровому учету, пользователю поможет сервис «Жизненные ситуации». Воспользоваться сервисом можно, выбрав интересующий заявителя объект, далее необходимо выбрать операцию, которую пользователь планирует совершить и ответить на несколько вопросов анкеты. Список требуемых документов появится на экране вместе с максимальным сроком получения услуги и информацией о размере оплаты государственной пошлины.
На сайте Росреестра также можно проверить в режиме реального времени, в каком статусе находится поданная Вами заявка/запрос на получение услуги.
Для получения справочной информации о земельном участке или объекте капитального строительства заявителям доступен сервис «Публичная кадастровая карта». Чтобы получить справочную информацию об объекте недвижимости, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, Вам потребуется кадастровый номер или адрес фактического местонахождения.
Электронные сервисы Росреестра предоставляют возможность получить государственные услуги Росреестра в любое удобное для Вас время, их использование сократит Ваши финансовые затраты и позволит оперативно получить информацию об объектах недвижимого имущества.
Причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета
Управление Росреестра по Ставропольскому краю осуществляет анализ основных причин принятия решений о приостановлении (отказе) осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В целях снижения количества приостановлений (отказов) вниманию кадастровых инженеров представляется информация по результатам анализа за второй квартал 2017 года.
Решения о приостановлении (отказе) осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав проверялись на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон 218-ФЗ).
Так, основными причинами принятия решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельных участков и объектов капитального строительства являются:
1. Основания, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ, а именно лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
2. Основания, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ, а именно с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо
3. Основания, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а именно:
- в составе межевого, технического планов отсутствует копия акта государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости;
- отсутствует письменное согласие залогодержателя, предусмотренное ч.4 ст. 52 Закона 218-ФЗ;
4. Основания, указанные в п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ: документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета по форме и (или) содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а именно:
- замечания, касающиеся оформления Акта согласования местоположения границ земельных участков;
- в составе межевого плана отсутствует документ, подтверждающий существование местоположения границ уточняемого земельного участка на местности пятнадцать и более лет, в соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона 218-ФЗ;
- в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона 218-ФЗ в представленных документах отсутствует копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- в нарушение п. 21 Требований к Техническому плану отсутствуют оформленные в виде файла в формате JPEG план этажа (этажей) либо план части этажа (этажей), а в случае отсутствия у здания, сооружения этажей - план объекта недвижимости либо план части объекта недвижимости;
- в нарушение п. 7 п. 43 Требований к Техническому плану, отсутствует акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости;
- площадь, указанная в Декларации и в разделе «Характеристики объекта недвижимости» Технического плана, не соответствует требованиям п. 6, 9 к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90.
5. Основания, указанные в п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ, а именно границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
6. Основания, указанные в п. 25 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ, а именно при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным.
7. Основания, указанные в п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона 218-ФЗ, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).
О государственном надзоре в области геодезии и картографии
Управление Росреестра по Ставропольскому краю осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии.
Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется в целях обеспечения соблюдения субъектами геодезической и картографической деятельности законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов.
Субъектами геодезической и картографической деятельности являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные физические и юридические лица.
Приказом Росреестра от 13.06.2017 № П/0280 утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.
Данный перечень размещен на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Деятельность» → «Государственный надзор» → «Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии».
При проведении проверочных мероприятий наиболее частыми нарушениями являются:
- несоблюдение требований при подготовке межевых и технических планов (например, отсутствие информации о полученных в установленном порядке координат исходной геодезической основы, которые применялись при выполнении работ, несоблюдение установленной точности измерений, использование недостоверных исходных данных; использование менее трех исходных данных геодезической основы в рамках выполнения кадастровых работ);
- нарушения методики выполнения геодезических измерений при построении съемочного обоснования;
- отсутствие в организации внутреннего контроля выполнения геодезических и картографических работ;
- выполнение геодезических работ с использованием не прошедших в установленном порядке поверку средств геодезических измерений;
- не уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии о выявленных случаях повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, при выполнении геодезических и картографических работ;
- неправильное употребление установленных законодательством наименований географических объектов.
При производстве геодезических и картографических работ необходимо соблюдать требования, установленные нормативно-техническими документами в области геодезии и картографии, с целью исключения случаев привлечения к административной ответственности.